В чем отличие масел для автоматической коробок передач?

Масла для автоматической коробки передач – особый вид масел. К ним предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов – гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, - спектр функций масла весьма широк. Масло смазывает, охлаждает, передает вращающий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°С, а в жаркую погоду при городском движении она может подниматься до 150°С. Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, которое еще больше нагревается. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения (сталь - сталь, сталь - металлокерамика, сталь - бронза, сталь - фрикционная прокладка) затрудняет подбор антифрикционных присадок. Разнородные материалы деталей, кислород, вода, масло, образуют электрохимические пары, активизирующие коррозионный износ. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства, защищать поверхности трения, но и, как передающая вращающий момент среда, обеспечивать высокий КПД трансмиссии. В этом случае требования к вязкости прямо противоположны: для смазки шестерен нужна относительно высокая вязкость, а для нормальной работы гидротрансформатора – низкая (4-9 сСт при 100°С).