Правильный интервал замены масла: километры или моточасы?

замена масла

Каждый ответственный автовладелец в вопросе интервала замены моторного масла ориентируется на рекомендации производителя своего автомобиля. На сегодняшний день для большинства современных автомобилей интервалы между проведением технического обслуживания, учитывающие замену моторного масла составляют от 10 до 15 тыс. км. Однако, опираясь исключительно на километраж, крайне сложно учесть все условия при которых эксплуатируется автомобиль, в частности временной отрезок службы масла в нашем моторе.

Давайте рассмотрим несколько возможных примеров условий эксплуатации:

  1. Автомобиль эксплуатируется в основном для поездок по междугородним маршрутам, качественному дорожному покрытию, с высокой средней скоростью и с относительно постоянной нагрузкой на двигатель. В таких условиях средняя скорость составляет около 50 км/ч. Несложно посчитать, что интервал замены масла в этом случае, при условии рекомендаций производителя производить замену каждые 15 тыс. км, составит 300 моточасов. Т.е. на протяжении межсервисного интервала масла отработало при средних нагрузках на двигатель 300 часов. Такую эксплуатацию авто можно уверенно назвать легкой.
  2. Второй рассматриваемый случай, это когда автомобиль половину времени эксплуатируется в городе с небольшим количеством заторов, вторая часть использования проходит в поездках по трассам. В этих условиях средняя скорость не поднимется выше 33-35 км/ч. Считаем: масло от замены до замены работает в нашем моторе при переменных нагрузках уже на протяжении 420 – 450 часов.
  3. В третьем случае за пример предлагаю взять исключительно городские условия использования автомобиля со всеми сопутствующими этому факторами: дорожные заторы, длительная работа мотора на холостом ходу, частое изменение оборотов двигателя, связанное с постоянным переключением передач. При этом нужно отметить, что работа двигателя легкового автомобиля на холостом ходу всеми без исключения автопроизводителями рассматривается как тяжелые условия эксплуатации, т.к. при таком режиме работы происходит неоптимальное смесеобразование(обогащенная смесь, отсутствует стехиометрия смеси), нет достаточного воздушного потока через радиатор охлаждения, что может привести к перегреву мотора. Также обязательно нужно учитывать, что при работе на холостом ходу в масло попадает большее количество несгоревшего топлива из-за обогащения смеси для работы на малых оборотах, что дополнительно окисляет моторное масло, тем самым сокращая его срок службы. Оптимальным является режим работы двигателя легкового автомобиля при средних оборотах (1750 – 3000 об/мин) при этом достигается наилучшая топливная экономичность, а низкие или высокие обороты рассматриваются как повышенные нагрузки на агрегат в целом и на моторное масло в частности. Но в городских условиях придерживаться средних оборотов, с учетом пробок и светофоров, крайне сложно. Вернемся к цифрам: средняя скорость автомобиля при эксплуатации в условиях крупного города с высокой загрузкой дорог и большим количеством пробок составляет в среднем 23-25 км/ч, что в пересчете составит 600 и более м/ч!!! И при этом моторное масло работает в намного менее благоприятных условиях, чем в примере 1. Это безусловно крайне тяжелый режим эксплуатации двигателя автомобиля и обеспечить прохождение всего интервала без ухудшения свойств и без последствий для мотора, может только моторное масло с наивысшим уровнем свойств.

Несмотря на такую разницу в условиях эксплуатации, дилерские станции не спешат вносить дополнительных корректировок в интервал замены, объясняя это тем, что регламенты разработаны непосредственно производителем автомобиля и подтверждены проведением дорожных тестов во всех возможных условиях эксплуатации. Более того, в Европе интервалы еще более высокие, вплоть до 20-25 тыс. км. Это вполне объяснимо с точки зрения маркетинга и работы в условиях высокой конкуренции автопроизводителей, ведь при выборе автомобиля для будущего покупателя кроме всего прочего, крайне важна стоимость владения транспортным средством, а увеличение интервала между заменами масла как раз непосредственным образом влияет на этот показатель. Но то в Европе, где автомобиль редко у первого владельца задерживается более 4-5 лет и пробег за это время составляет 120 – 150 тыс. км. Также не стоит забывать о высоком качестве европейского топлива и хорошем качестве дорожного покрытия, что также благосклонно влияет на режим работы двигателя. В Украине ситуация обстоит немного по-другому, 8-10-летний автомобиль считается «почти новым» и цель владельца поддерживать свою «ласточку» в хорошем состоянии на протяжении как можно большее время и с наименьшими затратами, в том числе как можно дольше отсрочить проведение капитального ремонта мотора. И в этом случае нужно понимать, что обеспечить это можно только соблюдая ряд условий: применять качественное моторное масло и придерживаться оптимальных интервалов замены в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль.

С условиями эксплуатации мы уже более-менее разобрались, предлагаю перейти к применяемым в наших автомобилях, моторным маслам. Практически у каждого автопроизводителя есть моторные масла, производимые под собственным брендом. Такие масла называют оригинальными. Заливая такие продукты, приобретенные у официального дилера всегда можно быть уверенным, что на протяжении заданного интервала они обеспечат необходимую защиту для мотора в любых условиях. Но есть у таких масел один существенный недостаток – высокая стоимость. Также существует довольно высокий риск нарваться на подделку, если приобретать такое масло на стороне. Поэтому большинство владельцев автомобилей применяют масла различных производителей, которые соответствуют требованиям, которые описываются спецификациями (классами качества) автопроизводителей. Например, для дизельных моторов современных автомобилей Volkswagen, Skoda и AUDI необходимо масло по спецификации VW 507.00. И действительно, придя в автомагазин за маслом можно увидеть довольно широкий ассортимент продукции с указанием на этикетке нужной нам спецификации производителя. Но сильно смущает разница в цене между маслами известных брендов и более мелкими производителями. Эта разница заключается в том, что масла большинства мировых производителей, например, масла Shell линейки Helix, имеют официальные одобрения от производителей автомобилей, подтвержденных письменно. Такие масла с уверенностью можно назвать полным аналогом оригинальных масел, т.к. об этом письменно заявляет производитель вашего автомобиля. Конечно же, получение одобрения, это недешевое удовольствие, связанное с проведением всех необходимых лабораторных тестов, а также полевых испытаний, которые оплачивает производитель масла, а это, в свою очередь, сказывается на стоимости масла. Но это дает нам как потребителю, полную уверенность в качестве продукта и соответствии всем без исключения требованиям, которые выдвигает автопроизводитель. Мелкие производители подобными одобрениями похвастаться не могут, их бюджеты не имеют таких возможностей, как проведение полного спектра исследований и работ для получения одобрения, но продавать масла нужно, поэтому они также указывают на своих продуктах спецификации автопроизводителей, но в данном случае какого-либо подтверждения качества масла нет и покупателю таких масел приходится полагаться исключительно на добросовестность владельца бренда. Подытожим: приобретая масло крупного международного производителя, например масло Shell Helix, одобренное к применению большинством автопроизводителей, мы следуем рекомендациям производителя автомобиля, во втором же случае можно только уповать на порядочность производителя недорогого масла.

Возвращаясь к вопросу интервалов замены, можно провести те же параллели – приобретая качественное масло, одобренное к применению именно в вашем автомобиле, можно быть вполне уверенным в том, что оно обеспечит наилучшую защиту на всем интервале своей работы, на уровне оригинального масла. Более того, крупные мировые производители масел, такие как компания Shell, напрямую сотрудничает с ведущими автопроизводителями, участвует в разработке стандартов и спецификаций моторных масел и очень часто в упаковке с оригинальным масло можно найти именно Shell. При этом стоимость масла Shell Helix всегда будет ниже аналогичного оригинального продукта под брендом автопроизводителя, который к тому же часто фальсифицируют.

Другими словами – обеспечить безопасное прохождение интервала замены масла в современном высокотехнологичном моторе может исключительно высококачественное масло, отвечающее всем без исключения требованиям автопроизводителя. Экономя на масле, нужно понимать и учитывать, что недорогие масла не в состоянии обеспечить необходимый уровень защиты, они утрачивают свои свойства гораздо раньше срока наступления очередного технического обслуживания, что может привести к негативным последствиям, таким как появление отложений на деталях мотора, повышенный расход масла на угар, изменение вязкостных характеристик, в свою очередь ухудшения смазывающих свойств и, как результат, повышенный износ мотора. Выходом при использовании недорогих моторных масел может стать сокращение в 2 или более раза срока замены масла, что правда, влечет за собой дополнительные расходы на более частую покупку того же недорогого масла, масляного фильтра и проведения работ по замене.

Так есть ли экономия при использовании недорогого масла в современных моторах? Автор статьи искренне убежден, что нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *